AMIGO: “Казацкая регата 2005: Днепропетровск – Херсон – Днепропетровск”. Евгений Протопопов

Предисловие

??так, спустя 5 лет нам удалось вновь принять участие в Казацкой регате. На этот раз мы решили попытаться дойти до Севастополя. На дорогу в оба конца у нас было чуть больше двух недель отпуска. Регата стартовала из Днепропетровска 17 июля.

Готовиться к гонке, хотя нет, наверное это была не гонка, а все же массовый поход на море, мы начали где-то за месяц. Вообще, 2005 год у нас был довольно удачным в плане яхтинга. В первый раз за все годы мы спустили яхту вместе со всеми, т.е. в последние выходные апреля. ?? уже 3 мая мы совершили наш первый в 2005 году выход под парусом. Потом принимали участие во многих гонках, заняли первое место в своем классе на Кубке Сацкого и вообще, проводили много времени под парусом. В течение всего этого времени мы постоянно что-то делали на яхте, чтоб подготовить ее к самому большому нашему плаванью за последние годы.
Поскольку нам предстоял ночной морской переход, необходимо было к нему подготовиться. Для этого были куплены бумажные морские карты, изучена лоция и разработана идея электронной навигации. За ее основу было положено использование КПК в связке с GPS’ом. ?? вот, после возвращения с Кубка Сацкого, мы принялись активно готовить лодку и все остальное к походу.
Особенно мне запомнилась последняя ночь перед стартом. Целый день что-то делали на яхте, а весь вечер готовили карты. За все время нами были оцифрованы и склеены такие карты: «Северно-западная часть Черного моря», «От Очакова до мыса Тарханкут», «Подходы к Очакову, »«От Кинбугской косы до Севастополя», «Севастопольский рейд» и последняя карта Каховского водохранилища «От Никополя до мыса Бабино». Процесс сканирования и плюс склейки карт занимал в общей сложности около 3-4 часов. Огромное спасибо моей маме, которая подготовила нам большинство карт. Подготовка остальных же проходила так: 10 часов вечера субботы (старт через 10 часов), осталось оцифровать 3 карты. Папа (отсканировавший все карты) сидит на кухне с ноутбуком и сканером и сканирует по кусочкам карты, я же, находясь в другой комнате пытаюсь изобрести быстрый и качественный способ их «склейки»(у мамы на качественное склеивание одной карты уходило порядка 2-х часов. Естественно, столько времени у нас не было). После долгих мучений мне удается более-менее хорошо склеить карту за 30 минут. При этом максимальная погрешность составляет около 800 метров. На наш взгляд, тогда это была достаточная точность.
??так, где-то в час ночи минимум необходимых карт был подготовлен и загнан в КПК вместе с соответствующим софтом. Дальше мы поехали в магазин за продуктами и потом на яхту. В ту ночь я остался ночевать на яхте, что бы рассовать по рундукам и полкам все вещи и с утра подготовить яхту к выходу. Когда я на часик прилег поспать, на улице уже светало.

День первый. Гонка Днепропетровск – Запорожье.

??так, долгожданный день старта! Мытье палубы, заведение всех веревок и парусов и наконец-то выход. На борту яхты «Амиго» 3 члена экипажа: капитан – Юрий (мой папа), старпом – Женя (я) и матрос – ??горь. Выходим на старт. Уже стоит стартовое судно – яхта «Викинг» и еще несколько яхт-участниц. Как обычно старт откладывается минут на 40. На старте 10 яхт: «Амиго, «Андромеда, «Верный», «Фаворит», «Мусоон», «Антарес», «Грация», «Фиеста», «Серафима», «Влада», «Нимбус». ?? вот, часов в 11 дают старт. В начале дует нечто вроде галфвинда. На яхте «Фиеста» борются с новым генакером. Мы тоже ставим спинакер. Ветер усиливается. ??дем между яхтами «Андромеда» и «Влада». Еще пару часов длится борьба между нами («Амиго»), «Владой», «Андромедой» и «Серафимой». Потом они постепенно уходят вперед. Вскоре убираем спинакер. Фордевинд. ??дем под полным гротом и первым стакселем. Паруса на бабочке, скорость 10-11 км/ч. В течение последующих нескольких часов нас обходят «Верный» и «Грация». За мысом села войскового начинает давить. Убираем стаксель. Через 20 минут нас обгонят «Муссон»(Конрад 25 РТ). Опять ставим стаксель ¹1. За амиакопроводом равняемся с «Муссоном» и обходим его. До самого Запорожья идем на расстоянии 10-50 метров друг от друга. В Запорожский крейсерский яхт-клуб приходим на пару минут раньше. 80-километровый переход занял около 7 часов. Становимся, складываем паруса, ужинаем и ложимся спать. В регате прекращают участие яхты «Грация», «Энигма», «Влада», «Нимбус».

День второй. Свободный переход Запорожье – Лысая гора.

Подъем в 7 утра, завтрак, и в 8 мы уже возле шлюза. Там продолжаем наш завтрак и ждем еще полтора часа до шлюзовки. В 9-30 мы прошлюзовались, прошли еще пару километров под мотором и поставили паруса, т.к. из-за сильного встречного ветра скорость с 10 км/ч падает до 6. До финиша порядка 30 км, лавировка. На небе появляются первые тучки. Через пару часов небо над Запорожьем черное, иногда срывается дождь. Одеваем непромоканцы. Потом проясняется и ветер немного стихает. Вот уже видна Лысогорка. Место для стоянки довольно бестолковое: во-первых открытое, а во-вторых с сильным течением. Я прыгал в воду с носа яхты, а когда выныривал – оказывался уже возле кормы. В 16-00 мы уже сидели в кокпите, не зная, что делать: паруса уже уложены, обед съеден и каждый, кто хотел вдоволь накупался. Мы с папой подключаем к бортовой сети зарядное устройство для КПК и проверяем его работу. ??горь пытается ловить рыбу. Через пару часов ветер усиливается, небо затягивает тучами, некоторые яхты переходят в какой-то заливчик. На судейском судне – яхте «Викинг», в экипаже которой 2 человека: дедушка (организатор регаты) и 8-летняя внучка, какие-то проблемы – ползет якорь. Начинается ливень. Так дождь шел остаток дня и полночи.

День третий. Гонка Лысая гора – Никополь.

Просыпаюсь за 5 минут до старта. Ветра – ноль. Быстро домываем посуду, ставим паруса, подымаем якорь. Старт откладывают на 10 минут, благодаря чему стартуем вовремя, но одни из последних. Через полчаса «плаванья по течению» «Верный» и «Муссон» убирают паруса и идут под мотором в Никополь. Мы продолжаем гонку. Через час мы идем вторыми, за лидерами гонки – яхтой «Фаворит». Еще через час выходим из Днепровских плавней. Ветер немного усиливается. Уже можно не закренивать лодку. Пару раз чуть не садимся на мель, которая проходит в десяти-пятнадцати метрах от фарватера. Контролируем глубину по эхолоту. В некоторых местах она колеблется от 2 до 3 метров, при нашей осадке в 1,5 метра. Еще через полтора часа из-за неудачного галса нас догоняет яхта «Фиеста». Обнаруживаем, что в забытый нами вчера в кокпите бинокль во время дождя попала влага. Теперь им пользоваться невозможно. ??горь пытается его просушить и починить. От Вышетарасовки пошли не по фарватеру, а за «Фиестой» до Новокаменки. Возле Новокаменки меняем галс и идем на Энергодар. Вдали виднеется сильно вырвавшийся вперед «Фаворит». Фиеста пошла вдоль правого берега. Через несколько часов подходим к мысу Никопольский. Мы – первые, на расстоянии 500 метров «Фиеста». Такое впечатление складывается, что ветер выключили. Мимо нас проходит огромный катер, и нас минут 10 болтает на его волне. Продвижения вперед практически нет. До никопольского яхт-клуба по GPS’у 650 метров. ??горь со скуки начинает на спиннинг ловить рыбу. Еще минут через 10 стояния заводим мотор и заходим в яхт-клуб. В 12-часовой гонке мы финишировали вторыми. В течение пары часов в клуб заходят все остальные яхты-участницы.

День четвертый. День отдыха.

Поздно проснулись. Мы с ??горем собрались и поехали смотреть на могилу атамана ??вана Сирка. Капитан остался на яхте заряжать аккумуляторы. В культурную программу входило посещение никопольского краеведческого музея и могилы атамана Сирка. Возвращаясь домой, докупили недостающие продукты. Вскоре к нам подошел папа.
?? вдруг, очень неожиданно усилился ветер, небо затянуло дождевыми облаками. Я поехал на яхту. В яхт-клубе было активное движение. Все переводили яхты в более безопасные места, навешивали кранцы и к чему-то готовились. Оказалось, было штормовое предупреждение. К тому же у нас пополз якорь. Я быстро убрал все с палубы и заново положил якорь. В разгар подготовки яхт к шторму из яхт-клуба уходит домой в Энергодар яхта «Фаворит».

День пятый. Гонка Никополь – Новая Каховка.

??нтересно наблюдать за яхтами утром перед гонкой. Старт должен был быть в 6 утра. 5-30 – на поверхности никакой жизни. 5-40 – все по-прежнему. 5-50 – вдруг неожиданно все появляются на палубах своих яхт, стремительно собираются и через пять минут в яхт-клубе уже никого нет.
Выходим из яхт-клуба. Нам машут рукой и желают удачи члены экипажа яхты «Андромеда», которая собиралась возвращаться в Днепропетровск. Ветер довольно сильный, но, тем не менее, ставим геную и полный грот. Старт. Лавировка. Чувствуется избыток парусности. Меняем геную на стаксель ¹2. ??дти стало легче. ??ногда палубу заливает водой. Закрываем люк и идем по GPS’у на мыс Бабино. Впереди виднеется «Антарес». В какой-то момент перестаем его замечать. Вначале думали, что он так сильно оторвался. ??дем дальше. Вдруг замечаем его слева в 800 метрах с поломанной мачтой. Подходим к ним и предлагаем свою помощь. ??дем дальше на мыс Бабино. После прохождения мыса я на КПК построил маршрут оптимального движения до Новой Каховки. Весь остальной путь идем по GPS’у. Возле Змеевки довольно близко подтянулись к «Муссону» и «Верному». В аванпорт приходим на 20 минут позже «Муссона», капитан которого уже договаривается с дежурным в шлюзе о шлюзовке. Через полчаса шлюзуемся и под мотором идем в Maxim Marine.

День шестой. Свободный переход Новая Каховка – Херсон.

С утра пополняем запасы воды, которую набираем из родника прямо в яхт-клубе. Завтракаем и последними выходим на Херсон. Ветра нет совсем. ??дем под мотором. Всю дорогу пытались догнать впереди идущие яхты. ?? только возле Антоновского моста (в 15 км от Херсона) догнали «Муссон». При подходе к Херсону проходим между огромных кораблей. Часа в 2 дня мы уже стояли возле набережной Ушакова.
Стоит, наверное, рассказать, что у нас с печкой происходила какая-то фигня: травил редуктор. Поэтому папа в пятницу, часа в 4 дня позвонил в службу газа и попросил их приехать к нам на яхту (наверное, сотрудники этой службы были очень удивлены нашей просьбе). А я тем временем пошел в город за продуктами.

День седьмой. Посещение пограничников. Херсон – Токаревка.

Утром, папа съездил на рынок и купил новый редуктор для печки. Часов в 10 капитаны всех яхт организованно отправились к херсонским пограничникам. После посещения пограничников выяснилось, что у нас некоторые проблемы с документами: не было доверенности на управление лодкой. Поэтому мы позвонили домой владелице яхты, и в субботу, через 6 часов, в 10 вечера у нас уже была необходимая для получения отхода доверенность. Опять пошли к погранцам. На этот раз они обратили внимание на то, что название яхты в судовом билете не совпадает с названием в акте техосмотра.
Тем временем, я, находясь на яхте, познакомился с капитаном рядом стоявшей херсонской яхты «Камелия». Он, узнав, что у нас проблемы с баллоном и о нашем огромном желании дойти до Севастополя дал нам попользоваться своим баллоном! Там же на набережной, капитан познакомился с президентом федерации парусного спорта в Херсонской области, который позвонил своему коллеге, чтоб тот приехал в воскресенье утром и оформил нам новый акт техосмотра, в котором наша яхта начала бы называться так, как было написано в судовом билете – «Нева». Очередной поход к пограничникам. ?? опять нам не дали отход, мотивируя это тем, что слишком мы сильно хотим попасть на море: вчера наша яхта назвалась «Амиго», а сегодня уже «Нева»…
В тот же вечер мы приняли решение возвращаться домой и часов в 5 вечера попрощались со столь невезучим для нас городом Херсоном. Пока шли до Антоновского моста ветер дул, а после него практически исчез. До темноты шли под спинакером. Как только стали на якорь, налетели комары, и никакое, из имеющихся у нас, средство не помогало. У меня сложилось такое впечатление, что все комары Херсонской области слетелись на нас посмотреть и покусать. Поэтому решили идти дальше. Снялись с якоря и пошли под мотором. Скорость – около 3 км/ч, а должна была быть порядка 9-10. Наступила полная темнота. Ничего не видно. Буев на этом участке нет. На берегу тоже никаких огней. Включили эхолот, систему электронной навигации и по GPS’у пошли вперед. Мотор периодически глох и слышалось, что что-то не так в его работе. ??горь сказал, что нужно заменить свечу. Бросили якорь, заменили, но лучше не стало. Так шли часов до 2 ночи после этого решили стать опять на якорь и поспать до утра, а утром разобраться с мотором. Повернули к берегу. Пока мы к нему шли 500 метров, нас успело снести на 800.

День девятый. Токаревка – Новая Каховка.

Утром проснулись в 6 часов утра. Я нырнул в воду и увидел, что у нас на киле и пере руля огромный ком водорослей. ??з-за сильного течения с трудом получилось их снять. Теперь стало понятно почему так упала скорость под мотором. Поставили паруса и за несколько часов дошли до Новой Каховки. Последние пару часов яхтой управлял я в одиночку. В яхт-клубе Maxim Marine вышел ??горь. На яхте остались я и папа. При подходе по мобильному телефону позвонили на шлюз. Сказали, что будем платить наличностью. Нам ответили, что через 15 минут для нашей шлюзовки вода из шлюза будет спущена. Подошли к шлюзу, прошлюзовались и стали на якорь в аванпорте, возле того места, где 5 лет назад мы 3 дня сушили вещи после шторма. Ветер постепенно усиливался и небо темнело. Потом нам кто-то рассказывал, что было штормовое предупреждение. Остаток дня мы провели отдыхая и пытаясь разобраться почему не работает зарядное устройство для GPS’а от бортовой сети.

День десятый. Новая Каховка – залив Гавриловский.

Вышли под полным гротом и генуей. После Змеевки придавило, поднялась волна и пошел дождь. Поменяли Геную на стаксель ¹2. Так лавировались несколько часов. Потом ветер стих и мы еще около часа шли под парусами. Затем завели мотор и до Гавриловского залива дошли за 2 часа. С правой стороны залива гремела музыка: приехал народ на машинах, разбили палатки и жарили что-то на костре, поэтому мы стали с левой стороны возле здорового камня. Вечером, от избытка хорошего настроения, попускали сигнальные ракеты.

День одиннадцатый. Залив Гавриловский – Никополь.

Как потом оказалось, Гавриловский залив, который находится в Гавриловском заповеднике, примечателен особым составом грунта, из-за чего вода в заливе очень чистая. Утром папа, когда мыл посуду, уронил в воду тарелку. Тарелка осела на дне, но сверху была хорошо видна. Когда я нырнул за ней, глубина оказалась порядка 3,5 метров!
Вышли часов в 10. Дул попутный ветер. Несли спинакер. Часа через 3 ветра опять не стало. Завели мотор. ?? только возле Никополя поставили паруса. Нам нужно было купить бензин, овощи и хлеб (хлеба не ели уже 3 дня). В яхт-клубе познакомились с мужиком, который пообещал нас подвести, ушел за ключами от машины и больше не вернулся 🙂
Прогулялись по Никополю, купили бензин и необходимые продукты.

День двенадцатый. Никополь – Запорожье.

Утром проснулись, ветра нет. Вышли под мотором. Завтракали на ходу. Пока мыли посуду, уронили в воду 2 ножа :). Я предложил средство от скуки: идти по фарватеру от буя к бую и брать координаты каждого, чтобы иметь возможность ночью по GPS’у проходить Каховку. Так дошли до Лысогорки. Там задул легкий ветер. Полтора часа шли под парусами со скоростью 4 км/ч (против 9-10 под мотором). Потом опять завели мотор. Возле черного 139 буя увидели знак, сообщающий об опасности. Прошли еще метров 200 и увидели справа лодку, стилизованную под казацкую, идущую на веслах, решили подойти. Я посмотрел по лоции нет ли опасностей – вроде уже должны были пройти. Повернули на 90 градусов вправо. Через пару минут яхта остановилась от удара о камни (скорость была около 10 км/ч). Я быстро заглушил мотор. Справа и слева от нас на поверхности воды плавали водоросли. Заглянул внутрь, чтоб убедиться, что все в порядке. От удара сорвало крышку, прикрывающую место, куда крепится киль – там воды полведра. Проверяю в носовых рундуках нет ли пробоины в днище. Вроде нет. Вычерпываю воду. Заводим мотор и идем дальше только по фарватеру. Тем временем я пытаюсь установить, откуда вода. Оказалось, что от продолжительной вибрации раскрутилась крышка на 5-литровой бутылке с водой. Находясь на расстоянии 15 км (1,2-2 часа хода) от плотины позвонили на шлюз. Сказали, что хотим прошлюзоваться и будем через час. Нам ответили, что ждут баржу, идущую сверху. А нас будут шлюзовать вместе с буксиром, идущим снизу. Включаем полные обороты мотора. Периодически звоним и говорим, что мы вот-вот подойдем. Обгоняем буксир, тянущий баржу. Подходим к шлюзу. Там становимся к стенке и начинаем готовить ужин. Через два часа, т.е. около 22 часов, выходит из шлюза баржа, заходит буксир и мы за ним. Место для одерживания лодки осталось только возле одного крюка, как раз того, возле которого поднимается вода. Пока поднималась вода, изо всех сил удерживали лодку от ударов о стенку. Заполнили все необходимые документы, заплатили и попытались завести мотор. Не получилось. ??з шлюза выходили на веслах. Пристали к стенке, возле которой стояли 10 дней назад. Попытались разобраться с мотором, но так, с наскоку, ничего не вышло. Поставили паруса и за пару часов дошли до Запорожского крейсерского яхт-клуба. Стали, убрали паруса, доготовили ужин. Часа в 4 утра позавтракали и легли спать.

День тринадцатый. Переход Запорожье – залив Тягинка.

В 11 проснулись. Оказалось, что на базе запорожского яхт-клуба проводился чемпионат Украины среди яхт олимпийских классов. Поразглядывали яхты. Прочистили бак и топливный фильтр, слили воду из карбюратора, почистили свечу – и мотор завелся. Вышли из Запорожья. Возле Приветного поравнялись с яхтой «Крок», устроили мини-гонку. Засветло дошли до балки Легкой. Вначале хотели дойти сразу до Днепропетровска, но потом решили переночевать в Тягинке.

День четырнадцатый. Переход залив Тягинка – Днепропетровск.

На следующее утро ветра не было опять. Под мотором дошли до самого Днепропетровска и только последние 10 километров прошли под парусами.
Таким образом за 14 дней передвижения в расслабленном режиме мы прошли до Херсона и обратно. В общей сложности нами было пройдено порядка 950 км.

About Jenya

Менеджер команды яхты "ОСА".
This entry was posted in гонки и походы and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *