День 3. Понедельник (Переход на о.Брач, о.Хвар)
Утро понедельника было восхитительным. Самостоятельно проснувшись в 7-30 утра, мы вышли на палубу, потянулись и прыгнули в чистейшее Адриатическое море. Немного поплавали по заливу и вернувшись на яхту, умылись, выпили горячего кофе с бутербродами, завели мотор и двинулись в путь. Ветра не было, аккумуляторы сели и первые пару часов мы шли под мотором вдоль берегов о.Шолта на автопилоте.
Стоит, наверное, еще пару слов рассказать о нашем экипаже. Юру и Женю Протопоповых, думаю, знает большая часть посетителей нашего сайта. Мы 5 лет ходили на минитоннике «Амиго». Потом 4 года на гоночном ¾-тоннике «ОСА». На «Амиго» мы дважды проходили всю Каховку, в т.ч. прошли знаменитый ураган 2002 года. А на «ОСЕ» – трижды ходили в Одессу участвовать в гонках (Кубок Винфорта, Кубок Трансбункера, Кубок Черного моря), в т.ч. имели опыт морских ночных гонок. Марина каждый раз возвращалась с нами из Одессы и иногда на выходные мы вместе ходили в Тягинку или Легкую. Таня на яхте была несколько раз – на наших тренировках в качестве фотографа.
Как только задул легкий ветерок, мы заглушили мотор, поставили грот и генакер. Курс – о. Брач. Разбились на вахты по 2-е. Я и Юра, Марина и Таня. Особый интерес у проходящих мимо яхт вызывала наша вторая вахтенная команда, когда кроме Марины и Тани никого на палубе не было. Женский экипаж из двух человек – не частое зрелище в парусе вообще, а на яхте, несущей генакер, – редкое и довольно эстетичное (парус-то красивый, цветной). Вот их и разглядывали в бинокли и фотографировали. При этом они принимали красивые позы и изображали из себя опытных яхтсменок. В то время, как остальные яхты шли либо под основными парусами, либо с просто под мотором.
К обеду неплохо раздуло до 8-10 м/с и мы очень резво шли между о.Брач и о.Хвар к городку Бол (о.Брач). К этому времени мы уже научились довольно ловко делать повороты под генакером и обходились 2 парами рук: 1 человек на руле и один на шкотах. Стоит заметить, что при таком довольно свежем ветре, лаг показывал максимум 7-8 узлов. Бол был для нас примечателен мысом, который расположен рядом с ним. Особенность мыса заключается в том, что он меняет свою форму в зависимости от направления ветра и течения. Также, на нем находится знаменитый во всей Хорватии «Золотой пляж».
Подойдя к самому мысу, мы убрали генакер, завели мотор, развернулись против ветра и подошли по-ближе к берегу. На эхолоте глубина – 50 метров. Проходим еще немного и бросаем якорь на глубине 30 метров. Только уложили грот и достали пиво, как к нам подъехал чувак на динги и на ломанном английском сказал, что здесь стоять нельзя, т.к. под водой проходит кабель, который можно зацепить якорем. Предложил либо перейти в яхт-клуб, либо стать на свободную бочку (свободных не было). Т.к. стоять из-за сильного ветра и волнения было довольно некофортно, мы выпили по кружке холодного пива, подняли якорь и отправились в лавировку на о.Хвар, в городок Стари Град. Лавироваться было очень непривычно. Лодка, не смотря на свежий ветер перла как локомотив. Но мы для надежности взяли первую полку рифов и довольно резво обошли неумелых яхтсменов, идущих под одними закрученными стакслеями.
Через пару-тройку часов, мы дошли до входа в залив (длиной около 10 км и шириной 1-2 км), в конце которого находился город Стари Град. На карте чартплоттера было указано, что там есть яхт-клуб. Тоже самое, но более детально (с заправками и колонками с водой) показывала карта на ноутбуке. Последние пару километров, залив был совсем узкий – 300-500 метров. На берегах виднелись небольшие домишки в средиземноморском стиле, ресторанчики, рыбацкие лодки и другие яхты. Некоторые стояли у стенок, другие – на бочках возле берега. Дойдя до конца залива, мы развернулись, осмотрели возможные места для стоянки и со второго раза с навальным ветром подошли кормой к стенке.
Еще при заходе в залив, во время одного из поворотов фордевинд, раскрутилась и потерялась скоба, держащая галсовый угол стакселя. К счастью, сама скоба осталась висеть и мы успели ее похватить. Потерялся только палец. Как и предполагалось, на яхте не было ни одной запасной скобы, карабина или веревки. Но нашелся один болтик, который мы вкрутили в скобу вместо пальца.
В основном, в маринах уже лежат метрвяки и задача, подойдя кормой к стенке, поймать веревку, идущую к нему (обычно ее подает сотрудник марины, мальчик в белой футболке), пробежать с ней на нос и закрепить на утке. В тоже время, должны быть заранее подготовлены швартовые на корме. Тот же сотрудник марины ловко закрепляет кормовые на битингах. Также, важно слушать, что он вам кричит. В один из дней мы подойдя к стенке, бросили якорь и начали сдавать назад. А подойдя ближе услышали, что сотрудник марины кричал нам не бросать якорь, а зацепиться за метвяк. Пришлось заходить заново. Вообще, заходы в марины для нас были самым напряженным моментом во всем плавании. Потому что лодка большая, реагирует вращение руля запоздало, а опыта использования стационарного мотора у нас до этого плавания не было. Еще с трудом слышны на баке команды, отдаваемые из кокпита и наоборот. Потом мы узнали схему, которая позволяла решить эту проблему.
Другое преимущество чартера в Хорватии заключается в больших глубинах, в маринах обычно редко можно увидеть глубину меньше 5 метров. Хотя обязательно перед заходом в какой-то залив или марину необходимо на карте посмотреть глубины во всех ее частях. Карты Garmin и C-Map довольно точные, в случае чего всегда можно посмотреть на эхолот.
Немного прийдя в себя после подхода, мы выпили пива, перекусили, оделись и пошли гулять по городу. Стари Град очень красивый: невысокие каменные домики, красные крыши, вымощенные булыжником улочки, пальмы и местная музыка.
После небольшог отдыха мы оделись и пошли гулять. Прошлись по узеньким улочкам, посмотрели небольшой замок, посетили несколько сувенирных лавочке, зашли в магазин и докупили продуктов. В т.ч. местное хорватское вино и сливовицу (алкогольный напиток).
Остаток вечера мы провели за ужином и слушая живую музыку в небольшом ресторанчике на набережной Стари Града. Вернувшись на яхту, спланировали маршрут на завтра и полные впечатлений легли спать.
На борту лодки было еще одно, что вызывало кучу положительных эмоций, – живой цветок, алое. Небольшой горшок с цветком был закреплен в специальном держателе перед штурвалом и совершенно не мешал при управлении лодкой. Этот маленький “морячок” был еще одной «изюминкой» нашего путешествия, он был очень уместен и он всем нам очень нравился.
Как фильме “Водный Мир” с Кевином Костнером, у которого на борту его катамарана рос в горшке помидорный куст. К счастью, ассоциации с этим фильмом на этом и заканчивались 🙂
а где “день 2”? или он напрочь выпал из памяти после посещения небольшого ресторанчика? 🙂
День 1 и День 2 в первой части: http://www.osa-30ft.dp.ua/?p=5385. Нужно будет Название поста немного подправить..
Привет, ходил в сентябре на этой лодке…получается после вас :). Да цветок был, пытались даже его поливать:)
Супер! А фото поднятого работающего генакера вам удалось сделать? Наверное, на такой яхте, это и правда шекарное зрелище!
Жека, фото сделать удалось конечно. К сожалению со стороны не вышло, т.к. не хотелось этим заниматься, но с палубы делали и не раз.
Я еще долго думал, какую фотографию добавлять: с женским экипажем или генакером))
давай все! больше фоток хороших и разных 😉
Ну в любом случае интересно это увидеть! Выкладывай ту,что посчитаешь нужным))) а то и обе) к следующему репортажу)
http://picasaweb.google.com/ukraine13/200903#5390334109591518178
яхта Марсель. Фотографировал с другой яхты
Ага, Она) ?? генакер стоит у них правильно) Может просто перепутали, когда подписывали углы)
Но это точно не мы. Мы не сидели на носовом релинге и не оставляли кранцы на палубе 🙂
Продолжение читать тут: http://www.osa-30ft.dp.ua/?p=5481, http://www.osa-30ft.dp.ua/?p=5490
Хорошие фотографии и отличные места!
ya vot podumal… moghet mi bi mogli prisoedinit’sya k vashemu sledujushemu charteru? izucali li vi vozmoghnost’ wi-fi internet na bortu? rabotali li mobil’niki po marshrutu dvigheniya? Esli da, to dumaju eto budet ne problema kupit’ u horvatov modem/phone i internet package na nedelju…
Когда речь зашла о разбивке на вахты по двое, моё воображение быстренько дорисовало сочетание М+Ж/М+Ж, но это оказалось не так и вызвало удивление. Возможно так и было задумано: девушкам самостоятельность, а очевидцам удивление.
Мой скромный опыт хождения под генакером вызывает из памяти необходимость аккуратного контроля этого паруса, иначе его эффективность незначительна. Подробности взаимопонимания женской вахты и генакера в репортаже не отражено, поэтому представляю красивый парус правильной формы увлекающий Марсель быстрее других сокурсных яхт.