Первые секретные фотографии нашего нового ахтерштага 🙂
Стопора и блоки уже стоят на палубе. Осталось сделать 3-й каскад, изготовить сам ахтерштаг, выбрать наиболее удачное место для поворотных блоков и диаметр ходового конца.
В этом году мы решили переделать наш ахтерштаг. Сейчас у нас тали ахтерштага закреплены на транце и для того, чтобы согнуть мачту необходимо долго пробираться к нему: вставать с открена, перелазить через румпель, лезть обратно. Нам хотелось сделать систему как на гоночных яхтах – когда ходовой конец закреплен где-то возле рулевого или настройщика грота. Так можно было бы все время работать с ахтерштагом в свежий ветер.
Задача окзалась нетривиальная. Необходимо было определиться с конструкцией ахтерштага, приобрести блоки, стопора, изготовить сам ахтерштаг и сделать разводку по палубе.
Конструкция
С конструкцией определялись долго. Раньше у нас были тали в 4 лопаря и 1 каскад. Этого было достаточно для крепления ходового конца на корме, т.к. тянуть его можно было стоя, двумя руками и спиной.
Мы долго рассматривали конструкцию ахтерштага на лодках, аналогичных нашей: Farr/Mumm 30, Melges 32, Flying Tiger 10M. В итоге остановились на талях в четыре лопаря и 3 каскадах. Т.о. на ходовом конце ахтерштага был бы выигрыш в силе в 32 раза.
Компоненты
Веревки
В качестве материалов для изготовления ахтерштага мы выбрали нашу любимую dyneema без оплеткb. В прошлом году мы сделали новые бакштаги из dyneema, которые очень хорошо себя показали. Потому выбор был очевиден.
Сами каскады и ахтерштаг изготовили из Marlow Excel D12. 4-ка имеет прочность около 2 тонн, 5-ка – 2.5 тоннны. По нашим оценкам этого было достаточно. Сам ахтерштаг и 3-й каскад сделали из 5-ки; 2-й каскад из 4-ки; 1-й можно было делать из 3-ки или даже 2-ки, но мы остановились на 4-ке.
Для талей решили использовать Marlow Excel Pro 6mm. 8-ка показалась избыточно толстой. Поставили веревки без дайнимы, т.к. решили, что при небольших рабочих нагрузках растяжение полиэстеровой веревки будет минмальное.
В качестве страховочной стропы использовали ту же Marlow Excel D12 5mm, что и на основной ахтерштаг. Страховочная стропа защищает от разрыва талей ахтерштага и непроизовльного отдавания ходового конца (например, если развязался узел).
Блоки
На ахтерштаг у нас приходятся нагрузки значительно меньше, чем на бакштаги. По большому счету, на нашей яхте ахтерштаг только гнет мачту. Но последние 2 года мы почти все время ходим под топовым спинакером, потому решили сделать систему прочной.
Блоки для таких нагрузок 2500/1250 кг/625 кг подобрать довольно сложно. ??ли это будут очень дорогие Harken Black Magic Roller Bearing Blocks по 250-350 евро за штуку, или довольно большие Selden PBB 70/60/50. На бакштаги мы поставили блоки Selden. В случае ахтерштага, постоянной работы с ним нет, нагрузки статические, потому мы решили использовать ринги – Antal Low Friction Ring. Ринг сделан из алюминия глубокого андоирования и покрыт тефлоном. ??меет прочность, ограниченную прочностью веревки с которой используется, а тефлоновое покрытие обеспечивает минимальное трение.
Мы в начале сезона уже заменили некоторые блоки на ринги: оттяжка спинакер-гика, оттяжка галсового угла геннакера, каскады оттяжки гика. ?? были очень довольны их работой.
На тали поставили блоки Selden BBB 30 (Selden Ball Bearing Block) с шариковыми подшипниками. Вверху двойной Selden BBB 30 Double, внизу три одинарных Selden BBB 30 Single.
Для разводки талей ахтерштага в кокпите, использовали Selden BBB 30 tie-on (с возможностью привязывания блока веревкой вместо скобы) и Selden BBB 30 strap (невертлюжный блок, аналог fixed у Harken). В качестве веревочке сделали мягкике скобы из dyneema (soft-shackles).
Рабочая нагрузка блоков Selden BBB 30 – 200 кг, разрушающая – 400 кг.
Стопора
В качестве стопоров купили кулачковые стопора Selden Cam-Cleats 38. Однако, рядом с тем местом, где у нас планировался выход ходового конца талей ахтерштага уже стояли кулачковые стопора Harken. Для одноборазния, мы новые стопора Selden поставили на брасоловки вместо стопоров Harken, которые у нас стояли до этого, а Harken поставили на тали ахтерштага.
Общая стоимость:
- Веревки
- Ахтерштаг. Marlow Excel D12 5mm. 12m * 3$ = 36$
- Каскад №3: Marlow Excle D12 5mm. 3.9m * 3$ = 12$
- Каскад №1,2. Marlow Excel D12 4mm. 3.9m * 2 * 2$ =24$
- Тали ахтерштага. Marlow Excel Pro 6mm. (1.5*4+2.5*2m) * 1.2$ = 13$
- Скобы. Marlow Excel D12 3mm. 0.5m * 2 * 1.5$ = 1.5$
- Дельные вещи
- Тали ахтерштага. Selden BBB 30 Double + Selden BBB 30 Single * 3 =
- Разводка в кокпите. Selden BBB 30 Tie-On * 2 + Selden BBB 30 Strap * 2 =
- Стопора. Selden CamCleat 38mm * 2 + Selden Fairlead 38 * 2 =
- Ринги. Antal Low Friction Ring. 3 * 17$ = 42$
??того: 86.5$ (веревки) + _$ (блоки и стопора) = _$
??тоги
В результате мы получили возможность очень легко и быстро регулировать натяжение ахтерштага. Что довольно критично в свежий ветер. Система имеет максимальную прочность и минимальный вес, благодаря использованию веревок из дайнимы и рингов. Ахтерштагом может управлять как настройщик грота, так и рулевой одной рукой и не покидая своего места на палубе.
Чем старый был плох?
Сейчас у нас тали ахтерштага закреплены на транце и для того, чтобы согнуть мачту необходимо пробираться к нему: вставать с открена, перелазить через румпель, лезть обратно. Нам хотелось сделать систему как на гоночных яхтах – когда ходовой конец закреплен где-то возле рулевого или настройщика грота.
Если не секрет, какова стоимость без монтажа?
СергГ
Сергей Кириллович, чуть позже в статье появится рассчет стоимости (веревки, блоки, ринги, стопора).
К сожалению, не хватает времени все доделать и дописать статью.