Шквал под спинакером

Проведя в прошлую субботу неплохую тренировку и поспарринговавшись с яхтой Лилия, мы уже семейным экипажем пошли в балку Тягинка. Чтобы поужинать и провести время нашей дружной и веселой семьей.

Выйдя из яхт-клуба “Витрило” в 18 часов, мы поставили полный грот и 100% стаксель, ввели координаты Тягинки в GPS и стали спокойно продвигаться со скоростью 8-10 км/ч курсом бакштаг в сторону места предстоящей ночевки. Спустившись чуть ниже Южного моста, выпив несколько бутылочек пива и подкрепившись бутербродами, мы от нечего делать решили поставить спинакер. Мимо нас в тот момент в лавировку прошла яхта Лилия, с которой мы так чудно гонялись несколько часов назад. Спинакер поставили, но ветерок подкис и скорость упала до 4-5 км/ч. Мама (тактик) продолжала наливать пиво, папа (капитан) дергал за шкоты спинакера, а я, рулил и наслаждался вкусом холодного Черинговского пива. Заодно просчитывая в уме, когда же нужно будет завести мотор, чтобы прийти в Тягинку засветло.

Часа через пол, уже опустившись ниже острова Порохового, мы заметили надвинувшиеся на город темные тучи. Было видно, что в некоторых районах Днепропетровска идет дождь. Обсудив ситуацию, мы что очень хорошо, что мы решили уехать из города на выходные. Ветерок немного усилился и мы уже резво шли со скоростью 13-15 км/ч в сторону Тягинки. Приближался момент, когда нужно будет сделать поворот фордевинд. Я, отдав маме кружку с пивом, уже морально настраивался идти на бак делать перекидку. Встав, я передал папе руль, а сам пошел на бак. Таким образом, у папы остался руль, 2 шкота спинакера, гика-шкоты и 2 бакштага. Мама же могла подобрать/потравить оттяжку и топенант спинакер-гика. Пока я дошел до бака, мы уже уверенно глисировали. Тогда же было принято решение майнать спинакер…
Дальше все происходило быстро. Ударил еще более сильный порыв ветра. Скорость ветра, думаю, доходила до 20 м/с (субъективно). Ветер зашел и произошел непроизвольный поворот фордевинд. Шкоты спинакера у папы вырвало из рук. Бакшаг подветренный отдать не успели и парусами нас положило на воду. Крен – градусов 70. Грот лежал на воде. Папа стоял на стенках кокпита. Я сидел на баке, держась за что получится. Мама сидя у входа в рубку увидела, что через открытый иллюминатор возле камбуза, фонтаном бьет вода. Пару минут безуспешных попыток его закрыть, в итоге получилось. Все это время нас тащило лагом на мель. Отдали бакштаг и лодка встала. Но тащить и кренить продолжало. При попытке убрать спинакер, его утащило на высоту метров 10-12. Держался он на фале и левом спинакер-брасе, на конце которого был завязан узел. По команде капитана спинакер-шкот был перерезан ножом и спинакер улетел еще выше и дальше. Убрали грот, убрали стаксель, затащили их в рубку. Поставили штормовой стаксель и пошли спокойней. Пытаясь понять, куда делся спинакер-гик, увидели его болтающимся в воде и переломанным пополам. Через 10-15 минут, когда ветер немного стих, начали думать как ловить спинакер, который продолжал развиваться как флаг где-то очень высоко. Шкот, длиной 20 метров, периодически опускался на воду на растоянии метров 25 от лодки и достать его не представлялось возможным. Но тут к нам подошли какие-то ребята на моторной лодке, один вылез на корточках на бак, поймал конец шкота спинакера и подойдя к нам, передал его мне в руки. Пока я шел от вант, где я принимал конец в кокпит, меня несколько раз чуть не утащило за борт. Спустившись в кокпит, я намотал конец шкота на утку и дальше в течении нескольких минут по немного его стаскивал вниз. Убрав спинакер, мы принялись выкачивать помпой воду из трюма.

Такое вот у нас было приключение 🙂 Слава Богу, ничего страшного не произошло и обошлось все потерей одного шкота спинакера (веревка Marlow), поломанным спинакер-гиком и промокшим хлебом. Максимальная скорость в тот день, согласно показаниям GPS, у нас тогда составляла 21.1 км/ч. Прям как в 1 гонке на Кубке Сацкого 2008.

В общем, выводы:

  • ЮЛЛЮМ??НАТОРЫ ВСЕГДА НА ХОДУ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАКРЫТЫ. Хотя мы это всегда делаем, даже во время утренней тренировки они были закрыты, но выйдя во второй раз, закрыть их забыли;
  • НА ШКОТАХ СП??НАКЕРА НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАВЯЗАНО Н??КАК??Х УЗЛОВ.  ?? хотя мы много раз говорили членам нашей команды, что никаких узлов быть не должно. На правом шкоте узла не было. На левом он был. Если бы это было проконтролировано и исправлено заранее, вероятность всего этого бы экшена была бы меньше;
  • НУЖНО СЛЕД??ТЬ ЗА ПОГОДОЙ. Видя, что погода меняется, причем не в лучшую сторону, можно было предположить, что сейчас что-то произойдет. Но события разворачивались так быстро, что мы даже не успели ничего предпринять;
  • Площадь парусов должна быть пропорциональная кол-ву опытных человек на борту. Конечно, вдвоем нести 120 кв.м. парусов при ветре в 20 м/с – минимум сложно.
  • Все, что пишут в книжках, правилах и требованиях про кокпитные ножи, помпы, сигнальные ракеты, радиостанции, круги, спасательные жилеты, страховочные пояса и леера – все это результаты чьих-то жизней. Но кто мог подумать, что в 10 км от города такое может произойти. Хотя если бы заранее был убран спинакер и не произошло непроизвольного поворота – все было бы хорошо.
  • Наша Семья- настоящая боевая Команда!

PS: Остальные фотографии можно посмотреть тут: Тренировочный выход 19-20.07.08

About Jenya

Менеджер команды яхты "ОСА".
This entry was posted in 2008, гонки и походы and tagged , , . Bookmark the permalink.

9 Responses to Шквал под спинакером

  1. прямопрапорциональна!!!!! Учи русский язык грамотей!

  2. Антон says:

    Зачет!
    Спинакер-гик, судя по фотографиям, был из 2х труб?
    ?? если честно, то я совсем не понял про подветренный багштаг? На него гиг лег и не получалось грот растравить?

  3. Антон says:

    Yuriy Protopopov

    Обращение в русском языке выделяются запятыми, поэтому правильно “Учи русский язык, грамотей” 🙂

  4. Jenya says:

    Слушаюсь, товарищ капитан! 🙂 Уже иду учить. ?? русский, и албанский заодно 🙂
    Кстати, я прописал таск-форсы для подготовки на Кубок Трансбункера. Сегодня вышлю. 😉

  5. Jenya says:

    2Антон:
    Да, из-за непроизвольного поворота на бакштаге сработать не успели. ?? гик лег на него.

  6. Всегда завидовала тем, кто в море, да в озера ходит. Смотришь и восхищаешься.

  7. Сергей says:

    Привет, Женя, парус спинакер не имеет шкотов, а имеет брасы.

  8. Jenya says:

    2Сергей:
    Брас – это шкот, идущий к спинакер-гику. Шкот – к подветренному углу. После поворота, брас становится шкотом, а шкот – брасом 🙂
    Глава из книжки “Школа Яхтенного Рулевого”, которую я выкладывал на наш сайт в разделе “полезное”: http://old.marin.ru/book/school/schoo028.htm

  9. Сергей says:

    :)))

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *